Женская грудь – вдохновение великих мастеров живописи

Столичное управление Федеральной антимонопольной службы РФ признало неэтичной рекламу одной из московских клиник пластической хирургии, размещенную в ряде журналов, в том числе в российской версии журнала Vogue. Изображение женской груди, иллюстрирующее рекламный слоган клиники, по мнению антимонопольщиков, нарушает ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» в части использования непристойных образов.

Пока остается неясным, считается ли теперь непристойным изображение женской груди в произведениях изобразительного искусства, выполненных великими скульпторами и живописцами.

«ГРУДЬ (родств. лат. grandis – "великий, величественный, возвышенный"; греч. brenthos – "величавость") – форма, получившая поистине величавое воплощение в изобразительном искусстве. Изображение многогрудой Артемиды Эфесской, символ плодородия, было необычайно популярно в эллинистическую эпоху. Форма женской груди ассоциируется с чашей, источником жизни (и символом успокоения), с небесным куполом. В античных статуях груди делали маленькими, поднятыми высоко, дабы не нарушить стройность и цельность формы торса. В обиходе использовался сосуд, весьма натурально воспроизводящий форму женской груди, – мастос. Многие сюжеты изобразительного искусства связаны с этой темой. Аллегорическая женская фигура, выдавливающая молоко из своих грудей, символизирует вдохновение, которое дарует природа, либо милосердие и "доброту, смиряющую суровость правосудия".

В эпоху маньеризма и барокко XVI–XVII вв. похожие статуи использовали для фонтанов.

В христианском искусстве одна из тем в изображении Богоматери – кормление младенца Христа.

В искусстве французского Ренессанса, произведениях художников школы Фонтенбло, традиционные темы усиливаются эротическими настроениями. Картины школы Фонтенбло чувственны, но целомудренны. Позднее в живописи барокко экспрессия и чувственность соединяются столь необычным образом, что даже героический сюжет, например "Отцелюбие римлянки", о дочери, кормившей отца в темнице собственным молоком, воспринимается эротично.

В искусстве Франции XVIII в., выросшем из куртуазной культуры Средневековья, изображение обнаженной женской груди, отринув все прочие мифологические аллюзии, окончательно стало культом эротического искусства. Причем не только в живописи, скульптуре и графике. Традиция, порожденная "золотым веком" французского искусства, сохранялась в период неоклассицизма, сентиментализма эпохи Просвещения, академизма XIX века.

Эта чувственность, питавшая творчество художников на протяжении многих веков, сформулирована в словах замечательного французского живописца О. Ренуара: "Если бы Господь не создал женской груди, я бы не стал заниматься живописью!"»

(Яндекс. Словари. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства)